deontologich_kult.indd

ЗАНЯТИЕ 2 Тема. Элементы морфологии имени существительного. Понятие о словарной форме. Структура анатомических терминов. Учебная цель. Ознакомление с грамматическими категориями имени существительного и его словарной формой. Формирование на­ выков перевода терминов, построенных по способу управления. Воспитательная цель. Формирование представления о самоот­ верженности в профессии врача. 1. Cura, utvaleas. - Заботься о своём здоровье (буквально: «Заботь­ ся о том, чтобы ты был здоров»), 2. Principiis obsta, sero medicma paratur. - Противодействуй в на­ чале [болезни], потом медицина бессильна. 3. Fortes fortuna (ad)juvat. ( Audentes fortuna juva t (Вергилий)). - Смелым (дерзающим) судьба помогает. 4. Au t учпсёге, aut mori. - Победить или умереть. 5. Beatus, quiprodest, quibus potest. - Благословен тот, кто прино­ сит пользу тем, кому может. 6. Bona causa triumphat. - Доброе дело торжествует. 7. Recte fac ti fecisse merces est (Сенека). - Наградой за доброе дело является [его] свершение. 8. Promissum cadit in debitum. - Обещание становится обязательством. 9. Beate учу’ёге est honeste vivere. - Счастливо жить - значит жить честно. 10. Haud simper erratfama. - He всегда молва ошибается. Задание 1. Прочтите выдержку из книги А.А. Грандо «Врачебная этика и ме­ дицинская деонтология». Какое латинское изречение могло бы послужить заглави­ ем к этому рассказу? «Медицинская общественность России хорошо знала харь­ ковского профессора-офтальмолога Л.Л. Гиршмана как крупно­ го учёного и клинициста. Слава о нём как о чудесном докторе ши­ рилась в народе. К нему приезжали и приходили пешком люди не только со всей России, но даже из соседних с Россией стран. Причиной его популярности было то, что он безотказно и бес­ корыстно лечил больных людей. За всю свою жизнь профессор Л.Л. Гиршман принял бесплатно свыше миллиона больных! Труд­ но даже представить себе, что один человек мог оказать помощь та

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy