deontologich_kult.indd

врачу. Но он хочет услышать, что его болезнь не так уж страшна, как ему кажется. Поэтому общий тон беседы должен быть серьёзным, но спокойным и уверенным: больной должен убедиться, что вы всё взве­ сили и хорошо знаете, чем он болен, что болезнь эта вас не обескура­ живает, что вы не отмахиваетесь от его страхов, а просто не разделя­ ете их и ясно представляете, что надо делать. Иногда больной приходит со справкой, в которой подробно описан весь клинический диагноз, например: «Хроническая ишемическая бо­ лезнь сердца, атеросклероз венечных артерий сердца, стенокардия по­ коя и напряжения, постинфарктный кардиосклероз, экстрасистолия, неполная блокада правой ножки пучка Гиса-Тавара, недостаточность кровообращения I степени, атеросклероз аорты, склеротическая ги­ пертония; хронический бронхит, хронический колит». Такой перечень говорит о добросовестности врача. Прочитав его, другой врач получит ориентировочное представление о больном и будет знать, на что надо обратить особое внимание. Однако на больного такая опись произво­ дит удручающее впечатление: ему кажется, что если обнаружено сра­ зу столько болезней, то дело плохо и нет надежды на улучшение. Ведь он не знает, что не все части диагноза имеют одинаковое клиническое значение. При расспросе и обследовании оказывается, что одышку и стенокардию он испытывает только при быстрой ходьбе; в покое боли в области сердца скорее обусловлены спондилёзом, нежели ишемией миокарда; сердце не расширено, тоны звучные, отмечаются лишь еди­ ничные экстрасистолы (предсердные по ЭКГ), на аорте слышен корот­ кий систолический шум, но пульс на сонных артериях хорошего на­ полнения (т. е. гемодинамически значимого стеноза нет); нет застой­ ных хрипов, увеличения печени и периферических отеков. Таким об­ разом, функциональная и прогностическая оценка такого больного скорее благоприятная и совершенно не согласуется с мрачной карти­ ной, которую он видит сам. Поэтому, прежде чем переходить к назна­ чениям, я говорю: «Не обращайте внимания на эту бумажку, это наш профессиональный жаргон. Мы обязаны отметить всё, даже незначи­ тельные отклонения. Когда автомобиль сдают в ремонт, то в опись входят все дефекты: помято крыло, разбита фара, на багажнике цара­ пины, дверь закрывается неплотно и др. Разве это значит, что автомо­ 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy