deontologich_kult.indd

ным. Психологию таких хирургов раскрывает следующий случай, ко­ торый мне рассказала одна больная, перенёсшая воспаление поджелу­ дочной железы. Сильные боли в животе появились под вечер. Надеясь, что они успокоятся, она приложила грелку, приняла по совету соседки какие- то таблетки, однако боли не только не уменьшились, но и наросли, присоединилась рвота. К полночи больной стало невмоготу, и перепу­ ганные родственники вызвали врача (дело было в районе). Пришел врач-хирург. Коротко расспросив о случившемся, тот по­ смотрел живот и категорически заявил: - Будем оперировать. - Что же у меня, сынок, зачем же оперировать? - спросила больная. - Разве узнаешь, что находится в кастрюле, пока не откроешь крышку, - сказал хирург, - вот открою, - тогда узнаю! - Да я пошутил, - оправдывался хирург позже, когда я поинтересо­ вался происшедшим. - Я хотел ей объяснить, что оперировать все рав­ но нужно, независимо от диагноза. А разве не правда то, что содержи­ мое кастрюли лучше всего можно определить, открыв крышку, - оби­ делся этот хирург в конце беседы. Да, правда, что с кастрюлей дело обстоит именно так. Но разве больной человек - кастрюля? И нужно ли изучать все премудрости медицины, если дело обстоит так - сперва резать и смотреть, а потом думать. «Откроем - посмотрим». Легко и просто. Без всяких эмоций, без раздумий. Вот уж поистине «железная» логика, за которой человек за­ быт начисто! А ведь даже если не учитывать эмоций больных, по современным данным у значительного числа оперированных развивается спаечная болезнь и ряд других послеоперационных синдромов. ... Каждый хирург, прежде чем решиться на операцию, как указы­ вает один из основоположников отечественной деонтологии профес­ сор Н. Н. Петров, «должен спросить самого себя, согласился бы он на производство подобных операций самому себе или своим близким людям в аналогичных обстоятельствах и только при положительном решении этого вопроса - оперировать!» 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy