169-для печати

Тема 4. ОБРАЗОВАНИЕ КАМНЕЙ Цель занятия. Изучить причины и механизмы образования кам­ ней. Знать значение и исходы образования камней. Основные теоретические положения Камни, или конкременты (от лат. concrementum - сросток), пред­ ставляют собой очень плотные образования, свободно лежащие в по­ лостных органах или выводных протоках желез. Вид камней (форма, величина, цвет, структура на распиле) раз­ личен в зависимости от их локализации в той или иной полости, хи­ мического состава, механизма образования. Встречаются огромные камни и микролиты. Форма камня неред­ ко повторяет полость, которую он заполняет: круглые или овальные камни находятся в мочевом и желчном пузырях, отростчатые - в ло­ ханках и чашечках почек, цилиндрические - в протоках желез. Кам­ ни могут быть одиночными и множественными. В последнем случае они нередко имеют граненые притертые друг к другу поверхности (фасетированные камни). Поверхность камней бывает не только гладкой, но и шероховатой (оксалаты, например, напоминают тутовую ягоду), что травмирует слизистую оболочку, вызывает ее воспаление. Цвет камней различный, что определяется их разным химиче­ ским составом: белый (фосфаты), желтый (ураты), темно-коричневый или темно-зеленый (пигментные). В одних случаях на распиле кам­ ни имеют радиарное строение (кристаллоидные), в других - сло­ истое (коллоидные), в третьих - слоисто-радиарное (коллоидно- кристаллоидные). Химический состав камней также различен. Желчные камни могут быть холестериновыми, пигментными, известковыми или холестериново-пигментно-известковыми (сложные, или комбиниро­ ванные, камни). Мочевые камни могут состоять из мочевой кисло­ ты и ее солей (ураты), фосфата кальция (фосфаты), оксалата кальция (оксалаты), цистина и ксантина. Бронхиальные камни состоят обыч­ но из инкрустированной известью слизи. Наиболее часто камни образуются в желчных и мочевых пу­ тях, являясь причиной развития желчнокаменной и мочекамен

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy