170
238 Совершенно очевидно, что правильная оценка роста невозможна без его регулярных и точных измерений. К сожалению, оба эти тре- бования часто остаются без внимания. По сложившейся в отечествен- ной педиатрической практике традиции преимущественно масса тела, а не рост, является основным показателем здоровья. Как показывает опыт, систематическое измерение роста ребенка в условиях детской поликлиники проводится крайне редко, а используемые ростомеры не всегда отвечают критериям точного и надежного оборудования. Оценку индивидуальных антропометрических показателей про- водят путем их сопоставления с возрастными нормами, представ- ленными в виде перцентильных ростовых кривых или таблиц. Если рост ниже 3-й перцентили, принято говорить о низкорослости, выше 97-й перцентили – высокорослости. Информативным является определение коэффициента стандартно- го отклонения ( SDS, standard deviation score ), показывающего сколь- ко стандартных (сигмальных) отклонений составляет разница между средним (для данного пола и хронологического возраста) ростом и из- меренным показателем: где х – рост ребенка; Х – средний рост; SD – стандартное отклонение (приводимое в специальных таблицах). Следует учитывать, что 3-я перцентиль соответствует SDS = –2, 97-я – SDS = +2. Практически важным считается определение скорости роста (см/год)=(рост2 – рост1)/(хронологический возраст 2 – хронологический возраст 1 ). Чтобы уменьшить погрешность расчетов, желательно обе- спечить интервал между двумя измерениями роста не менее 6 месяцев. Наконец, наряду с измерением роста целесообразно оценивать про- порции тела. Для этого определяют длину верхнего сегмента тела (рост сидя) и сравнивают её с перцентильными таблицами. Альтер- нативный метод – использование возрастных норм для соотношения верхнего сегмента тела к нижнему. Выраженные диспропорции тела могут отмечаться при различных заболеваниях скелета.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy