179

27 но расширились функции медсестры. Сейчас мало выполнять различ- ные манипуляции по назначению врача, жизнь ставит бóльшие требо- вания. С позиций философии сестринского дела медицинская сестра выступает в роли: • организатора и исполнителя ухода за пациентами; • защитника интересов пациента; • педагога-консультанта; • исследователя; • лидера; • активного члена медицинской бригады. Изменить взаимоотношения, сложившиеся в XIX–XX веках между сестринским делом и медициной, нелегко. Врачи привыкли видеть в медицинской сестре только техническо- го помощника, исполнителя назначений. Да и многие сестры не хотят думать и действовать, чтобы изменить положение сестринского дела в системе здравоохранения и повысить престижность своей профессии. Они привыкли, что вопросы сестринской компетенции решаются вра- чами. Лечение и уход – две стороны одной медали. Разумеется, сестра должна четко выполнять назначения врача, не может вольно толко- вать их и отменять. Однако назначение врача можно выполнить фор- мально: сделал процедуру и забыл о пациенте, а можно – творчески: подойти к пациенту, да не один раз, узнать о самочувствии, об эффек- тивности лечения и т.д. Для того чтобы в практическом здравоохране- нии медицинская сестра могла выполнять функции не только испол- нителя ухода, но и педагога, исследователя, лидера, необходимо изме- нить мировоззрение врача и медсестры, уменьшить нагрузку на ме- дицинскую сестру, изменить устаревшую систему управления в се- стринском деле. Взаимоотношения медицинской сестры и пациента В центре философии сестринского дела находится человек, уни- кальное творение природы, обладающий биологическими, психоло- гическими, социальными и духовными потребностями, человек, име- ющий право на активную гармоничную жизнь и развитие, получение сестринских услуг, независимо от вероисповедания и социального по-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy