179

62 Таблица 5. Основные модели сестринского ухода Основные положения модели Врачебная модель Добавочно- дополняющая модель (В. Хендерсон, 1966) Эволюционно- адаптационная модель (Ка- нада) Поведенческая модель (Д. Джонсон, 1968) Адаптационная модель (К. Рой, 1976) Модель дефицита самоухода (Д. Орем, 1971) 1 2 3 4 5 6 7 Роль медсестры Помощник врача Одновременно самостоятельный, независимый спе- циалист и помощ- ник врача Наставник- координатор Регулятор- координатор (дополняющая по отношению к врачу) Педагог- организатор Учитель- контролер Определе- ние поня- тия «паци- ент» Носитель болезни Целостная лич- ность, имеющая фундаментальные потребности Личность, индивидуум Набор взаимосвя- занных систем поведения, стремящихся к равновесию Индивид, приспосаблива- ющийся к окружающей среде с помо- щью адаптаци- онных систем Личность, ответственная за свое здоровье Источник проблем пациента Нарушение функций ана- томических органов и фи- зиологических систем орга- низма Трудности в удовлетворении потребностей в результате недо- статка воли и зна- ний у пациента Негативные изменения, происходящие в жизни пациента Разбалансировка систем поведения (пациент не может изменить свое по- ведение вследствие стресса) Дефицит способа адапта- ции в результа- те заболевания Невозможность осуществлять заботу о себе (дефицит в самообслужи- вании) Цель ухода Восстановле- ние функций органов и си- стем Скорейшее восстановление независимости пациента Оказание помощи паци- енту только в критические периоды его жизни Восстановление равновесия в каждой системе поведения Обучить пациента при- спосабливаться к окружающей обстановке Создание условий для осуществления самоухода с целью поддер- жания здоровья

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy