179

67 делить нарушения в ней и причины этого нарушения (структурные или функциональные). Нетипичные изменения в поведении говорят о функциональных нарушениях, наличие подобного поведения в про- шлом – об органических. Способы сестринских вмешательств: • контроль или ограничение поведения какими-либо рамками; • защита от угроз и других обстоятельств, вызывающих стресс; • торможение (подавление) неэффективных реакций; • стимулирование к изменению поведения, партнерство, опека. Оценка результатов ухода производится в рамках одной подсисте- мы по поведению пациента либо вместе с изменениями условий окру- жающей среды. Модель К. Рой (адаптационная). Согласно этой модели, мед- сестра является педагогом-организатором и роль ее – способствовать адаптации человека в период заболевания и здоровья. Автор счита- ет, что физиологические и психологические системы существуют в состоянии относительного равновесия, и в норме человек адекватно справляется со своими переживаниями. Пациента она определяет как индивида, приспосабливающегося к окружающей среде с помощью адаптационных систем. Рой выделяет «раздражители» трех типов: • очаговые – находятся в окружении человека; • ситуационные – возникают при оказании сестринской помо- щи и находятся рядом с очаговыми; • остаточные – результат прошлых переживаний и взаимоотно- шений. Эти раздражители влияют на уровень адаптации. Если они попада- ют внутрь уровня адаптации, равновесие сохраняется, если за его пре- делы – возникает болезнь. К. Рой предложила 4 системы адаптации: • физиологическая; • Я-концепция; • роль-функция; • взаимозависимость. Физиологическая – реакция человека на температуру, влагу, атмос- ферное давление, пищу, жидкости, кислород, угарный газ, сопротив- ляемость, способность справляться с новыми факторами зависит не

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy