179
75 других в свой внутренний мир, и, в-третьих, при необходимости «сгладить острые углы» в отношениях между людьми. 2. Примитивный уровень общения. На данном уровне общения другой человек оценивается с точки зрения нужности или ненужно- сти, полезности или бесполезности и т.п. При «нужности» и «полез- ности» с человеком вступают в контакт, при «ненужности» не вступа- ют или грубо отталкивают, если он мешает достижению какой-либо цели. В данном случае человек фактически используется как вещь, т.к. после получения желаемого результата к нему, как правило, быстро исчезает интерес. При общении с пациентом данный вариант не допустим. 3. Манипулятивный уровень общения. Данный уровень общения близок примитивному, т.к. тоже направлен на получение какой-либо выгоды от собеседника (партнера), но при этом истинная цель всяче- ски скрывается от человека. При манипулятивном общении активно используются самые раз- нообразные способы психологического воздействия на человека и управления им, такие как лесть, проявление расположенности, покро- вительства, запугивание, неявный шантаж, «пускание пыли в глаза», обман и др. Данный вариант также недопустим при общении с паци- ентом. 4. Формально-ролевой уровень общения. На данном уровне обще- ния каждый участник действует строго в соответствии со своей со- циальной ролью и положением. В нем фактически не учитываются индивидуальные личностные качества человека, его внутренний мир, проблемы и т.п. Допустим, в редких случаях в экстремальных ситуациях, когда па- циенту необходимо оказать неотложную помощь и в этих условиях нет возможности выяснять особенности его внутреннего мира. 5. Светский уровень общения. Для этого уровня общения харак- терна поверхностность и беспредметность. Люди при светском уров- не общения обмениваются фразами, словами, восклицаниями, знака- ми внимания в строгом соответствии с общепринятыми в данном об- ществе правилами.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy