179

78 является чрезвычайно важным для осуществления эффективного об- щения между людьми. Оптимальным считается общение, при котором активно задейство- ваны все пять звеньев. Нарушение в каком-либо звене может приве- сти и к нарушению самого процесса общения в целом и в результате – к взаимному непониманию между собеседниками или даже кон- фликту. Механизмы общения. Основными психологическими механиз- мами, лежащими в основе восприятия и понимания собеседника при межличностном общении, являются идентификация, эмпатия и реф- лексия. Идентификация представляет собой процесс почти полного отождествления человека с собеседником и даже «забвение себя» во время общения. Это помогает, образно говоря, «влезть в шкуру» дру- гого человека, почувствовать, понять и пережить все, что чувствует, понимает и переживает он. Близким к идентификации механизмом восприятия является эмпа- тия, т.е. способность к глубокому эмоциональному контакту и сопе- реживанию другому человеку, помогающая глубже понять его и от- кликнуться на его нужды и проблемы. Данный механизм восприятия и общения является наиболее жела- тельным в медицинской практике как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами. Рефлексия – это процесс логического анализа проблем, поступков и состояний собеседника, приводящий к определенным обобщениям и выводам о человеке. В социальной психологии рефлексия означает также способность человека к осознанию того, как он воспринимается своим партнером по общению. Отмечено, что при общении двух человек имеют место следующие шесть процессов: • то, что я думаю о Вас; • то, что Вы думаете о себе; • то, что я думаю о самом себе; • то, что Вы думаете обо мне;

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy