179
79 • то, что я думаю, что Вы думаете обо мне; • то, что Вы думаете, что я думаю о Вас. Каналы общения. В общении выделяют устную речь, которую по- лучатель слышит; неречевое (невербальное) сообщение (позы, жесты, мимика), которое получатель видит; письменное сообщение – слова или символы, которые получатель читает. В некоторых случаях используют сразу несколько каналов обще- ния (например, устная речь, а затем письменное сообщение). По дан- ным А. Мейрабиана, в общении только 7% информации предается пу- тем вербальных средств (только слов), 38% – за счет звуковых средств (включая силу звука, тембр и интонацию голоса) и 55% инфор- мации передается за счет невербальных средств (Л.Д. Столя- ренко, 2001). Часто при наличии всех пяти элементов общения собеседники пло- хо понимают друг друга. Причинами этого могут быть быстрая или невнятная речь, неправильно выбранный канал передачи сообщения (пациент плохо слышит, не понимает речь после перенесенного ин- сульта или не может прочитать письменное сообщение), отсутствие подтверждения о получении и понимании сообщения. Вербальное общение предполагает два важных элемента: что вы говорите и как вы говорите. Для эффективности вербального обще- ния необходимо: • говорить медленно, с хорошим произношением, короткими простыми фразами; • не злоупотреблять специальной терминологией, иначе паци- ент не поймет о чем идет речь, что значительно снижает доверие к ин- формации, а то и пугает пациента; • выбирать скорость и темп речи (при быстрой речи пациент мо- жет подумать, что медсестра торопится и не хочет его слушать, при медленной – что она недооценивает его возможность воспринимать информацию); • выбирать нужную громкость: говорить так, чтобы вас слыша- ли, не кричать; • правильно выбирать время для общения: собеседник должен иметь желание и интерес к разговору;
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy