179

80 • не начинать беседу сразу после информации врача о неизлечи- мом заболевании или неблагоприятном прогнозе; • следить за интонацией своего голоса, она должна соответство- вать тому, что вы собираетесь сказать; • убедиться в том, что вас поняли, задавая открытые вопросы, типа: «Как вы будете готовиться к исследованию? Когда вы примете лекарство?». Недопустимы вопросы, типа «Вы поняли, как готовиться к исследованию? Вы запомнили, когда принять препарат?» При вербальном общении говорящий передает сообщение с помо- щью слов, которые пропускаются через своеобразные фильтры. Чем меньше фильтров, тем больше вероятность, что слушатель правильно поймет собеседника. Различают следующие виды фильтров: Фильтры внимания (физические влияния, отвлекающие внима- ние): • шум (разговор других людей, телефонные звонки, работа ап- паратуры и пр.); • состояние среды (температурные условия, освещенность, дви- жение воздуха и пр.); • согласование времени (попытка донести информацию до слу- шателя, когда он занят, спешит). Эмоциональные фильтры ( свойственны одному из партнеров и не известны другому): • предубеждение (неприязнь к партнеру); • различие в социальном положении собеседников; • эмоционально окрашенный предшествующий опыт общения собеседников; • сообщения затрагивают ценности и убеждения партнеров. Словесные фильтры (определенные слова и фразы, которые вынуждают собеседника не слушать человека, который их произно- сит): • критика; • поучения; • угрозы; • непрошеные советы; • непонятный жаргон.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy