179
85 ку, равноправные отношения в общении, предоставление партнеру права на собственное мнение и принятие собственного варианта ре- шения. Целью диалогического общения является достижение более глубо- кого уровня понимания между людьми, более тесного контакта с че- ловеком и возможности сотрудничества. Данный вид общения является наиболее желательным и приемле- мым как в общении с коллегами, так и в общении с пациентами. Ролевое общение, как правило, связано с использованием различ- ных психологических тактик общения. Выделяют шесть тактических позиций в общении: 1. Доброжелательная позиция принятия собеседника. 2. Нейтральная позиция. 3. Враждебная позиция непринятия собеседника. 4. Доминирование, или «пристройка сверху». 5. Общение на равных, или «пристройка рядом». 6. Подчинение, или «пристройка снизу». (Л.Д. Столяренко, 2001). Ролевые позиции в общении . В современной психологии подроб- ный анализ этих позиций в общении был разработан Э. Берном. Э. Берн за единицу общения принял так называемую трансакцию, или некое базовое (психологическое) состояние «Я» человека. Всего им было выделено три таких базовых состояния, которые в процессе общении у каждого человека проявляются в виде исполне- ния им трех специфических (определенных) ролей. Это: 1. Состояния «Я» человека, психологически напоминающие состо- яние родителей и основанные на запечатленных в сознании человека стилях, формах и методах воспитания и обучения, которые использо- вали его родители. 2. Состояния «Я» человека, основанные на объективном отноше- нии и трезвой оценке событий окружающей действительности. 3. Состояния «Я», которые все еще сохраняются и действуют в пси- хике человека с момента их фиксации и проявления в психике и пове- дении в раннем детстве. Условно эти три основные позиции-состояния называются: Роди- тель, Взрослый, Ребенок.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy