179
86 Это нормальные психологические состояния каждого человека, ко- торые неоднократно проявляются в ситуациях повседневной жизни. 1. Позиция Родителя проявляется в виде двух вариантов: • «карающий (критикующий) Родитель », который приказы- вает, указывает, критикует, выговаривает, наказывает за проступки и т.п.; • «опекающий (заботливый) Родитель », который мягко совету- ет, беспокоится, заботится, ухаживает, защищает, помогает, поддер- живает, сочувствует, жалеет, прощает ошибки и т.д. 2. Позиция Ребенка проявляется также в виде двух вариантов: • «бунтующий Ребенок », который капризничает, не соглашает- ся, обижается, не принимает никаких разумных доводов, выражает эмоциональный протест, потакает своим прихотям и желаниям, дей- ствует импульсивно, нерационально и т.п.; • «послушный Ребенок », с которым родителям очень удобно, т.к. он легко поддается управлению и даже нуждается в нем, легко со- глашается с точкой зрения старших, послушен, конформен, чувству- ет свою зависимость от более сильных личностей, нуждается в авто- ритете и т.п. 3. Позиция Взрослого проявляется в виде разумного, объективного, аналитического подхода к событиям жизни, ровного, спокойного, вы- держанного отношения к людям, способности брать ответственность за себя и за других, а также в виде доверительного и равноправного отношения к собеседнику в процессе общения с ним и т.д. Наиболее эффективным является общение двух людей, находя- щихся в позиции Взрослых , также могут понять друг друга и два Ре- бенка . Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или «бунтующего Ребенка ». Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрос- лый сумеет побудить Ребенка серьезно и ответственно отнестись к об- суждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого , либо беспомощ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy