179
87 ность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции «опекаю- щего Родителя ». Общение Родителя и Ребенка чаще всего взаимодополняемо, хотя может носить как спокойный характер, в случае «послушного Ребен- ка », так и конфликтный, в случае «бунтующего Ребенка », (Л.Д. Сто- ляренко, 2001). Общение двух Родителей является чрезвычайно взрывоопасной ситуацией и всегда чревато конфликтом – явным или скрытым. Чтобы избежать конфликта в данном случае как минимум одному из собе- седников необходимо изменить свою ролевую позицию, например, на позицию «послушного Ребенка » (т.е. стать на время «подчиненным») или на Взрослого , способного спокойно и мудро воспринимать любые выпады, претензии, указания и т.п. ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ Существует несколько правил эффективного общения, знание ко- торых поможет медицинскому работнику установить психологиче- ский контакт с пациентом, поддерживать атмосферу доверия и даст возможность взаимодействия и сотрудничества в борьбе с недугом (болезнью). Эти простые правила также помогут создать и сохранить спокой- ную, взаимоуважительную и доброжелательную атмосферу как в кол- лективе, так и в общении с пациентами: 1. Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собесед- ника. 2. Постарайтесь увидеть, понять и оценить достоинства человека, с которым вы общаетесь. Выразите это словами одобрения и похвалы. 3. Будьте открыты, благожелательны, позитивны и приветливы. 4. Обращайтесь к человеку по имени и отчеству. 5. Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей. Старайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать так, а не ина- че. Не допускайте раздражения и критики. 6. Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Старайтесь вести беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, же- ланий. Говорите с человеком на понятном ему языке.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy