179
88 7. Умейте поставить себя на место другого человека, чтобы понять его. 8. Дайте возможность другому человеку выговориться. Научитесь быть внимательным слушателем. 9. Указывая на очевидные ошибки другого человека, начинайте разговор с подчеркивания его достоинств и положительных качеств. Делайте акцент не на личностных особенностях человека, а на фактах или явлениях. 10. Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы уни- зить и не уязвить его самолюбие. (Д.А. Шкуренко, 2002). ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ И ИХ ПРЕОДОЛЕНИЕ Часто причиной неэффективного общения, взаимонепонимания и даже конфликтов между людьми становятся неверные психологиче- ские установки и представления, которые называют психологически- ми барьерами в общении. Выделяют следующие, наиболее часто встречающиеся, барьеры в общении. (М.В. Удальцова, Л.К. Аверченко, 1999). 1. Барьер предвзятости и беспричинной негативной установки. Этот барьер проявляется следующим образом: человек начинает не- гативно относиться к своему собеседнику или партнеру по общению беспричинно или в результате первого впечатления. Необходимо уви- деть свое предвзятое отношение к собеседнику, проанализировать возможные причины его возникновения и мотивы, способствовавшие этому, и постараться изменить свою позицию. 2. Барьер отрицательной установки, введенной кем-либо в ваше со- знание. Как правило, этот барьер возникает на основе отрицатель- ной информации, введенной кем-либо в сознание человека, на основа- нии чего заранее формируется негативная установка по отношению к определенному человеку, возможно, даже ранее незнакомому. В этом случае необходимо осознать всю «внедренную» в ваше сознание не- гативную информацию как своего рода программу, искажающую чи- стое, объективное восприятие собеседника, и освободиться от лю- бой тенденциозности и предвзятости в общении. В процессе общения
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy