179
89 очень важно уметь разобраться в личности другого человека, опира- ясь на собственный опыт взаимодействия с ним, помня мудрое выска- зывание: «Как мы думаем о человеке, так он и проявляет себя перед нами». И, конечно же, необходимо предоставить и фактору времени сыграть свою роль в выявлении всего спектра качеств человека. 3. Барьер «боязни» контакта с человеком. Чаще всего в основе это- го барьера лежит повышенная стеснительность, чувство неловкости, повышенная чувствительность, ранимость и, возможно, имеющийся негативный опыт неконструктивного общения с людьми и как резуль- тат – страх неудачи. 4. Барьер «ожидания непонимания». В основе этого барьера лежит сомнение человека в способности собеседника правильно и объектив- но понять его самого, его проблемы и его позицию. Отсюда вытека- ет негативное прогнозирование (фактически – негативное моделиро- вание) ситуации непонимания (взаимного непонимания) и как след- ствие — «зашоривание» собственного сознания, трудности в преодо- лении своих же стереотипов и предубеждений. 5. Барьер «неверных стереотипов», или стереотипизация. Для боль- шинства людей свойственно в ситуациях жизни следовать некоторому шаблону, т.е. обобщать, упрощать явления окружающей жизни. Эти упрощенные представления и установки затем автоматически переносятся в процессе общения на конкретных людей и могут приве- сти к взаимному непониманию и даже отторжению (могут вызвать не- гативную реакцию). Например, «все профессора – чудаковатые», «студенты – бесша- башные», «старики – придирчивые» и т.п. Естественно, стереотипы могут содержать определенную долю правды и помогать прогнозировать различные ситуации. Но одновре- менно они являются довольно жесткими ограничительными барьера- ми и препятствиями в общении людей, которые порой бывает доста- точно трудно преодолеть. 6. Барьер «возраста». Чаще всего выражается как барьер непони- мания между людьми разных поколений, что нередко может приво- дить к конфликту «отцов и детей». В этом случае старшие не понима- ют, чем живут молодые, осуждают их, раздражаются, не принимая их
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy