179

90 образ жизни, привычки, жизненные установки, идеалы и, наоборот, то же самое наблюдается со стороны молодого поколения по отношению к старшим. Необходимо знать о существовании данного барьера и стараться преодолевать его в себе, культивируя позитивное, понимающее, до- брожелательное отношение к людям любого возраста. Перечисленные выше барьеры являются лишь малой вершиной айсберга существующих возможных препятствий для понимания между людьми. Важно помнить, что психологические барьеры возникают испо- дволь, незаметно (постепенно) и, как правило, не замечаются самим человеком. Поэтому важно постоянно анализировать процесс своего общения с другими, учиться смотреть на себя «со стороны», глазами своих собеседников. Завершение общения. Важным искусством является умение за- вершать процесс общения. Надо учитывать, что лучше всего запо- минается последняя информация в разговоре, хуже – начало, совсем стирается середина. Поэтому при завершении коммуникации важно выделить главное, сделать выводы. Кроме того, необходимо помнить правило хорошего тона – собеседник должен уйти с хорошим настро- ением, будь то коллега-приятель или занудный пациент. ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Ответить на вопросы 1. Назвать причины, тормозившие развитие сестринского дела в России. 2. Назвать основные этапы развития сестринского дела за рубежом. 3. Ф. Найтингейл – основательница сестринского дела. 4. Сестринское дело в России до XVIII века. 5. Роль общин сестер милосердия в России. 6. Деятельность сестер милосердия в годы Крымской войны. 7. Развитие сестринского дела в годы Советской власти. 8. Развитие сестринского дела в обновленной России. Перспективы развития сестринского дела в России. 9. Сестринское дело в Удмуртской Республике.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy