212
53 Тема 9. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ВОСПАЛЕНИЯ. МЕДИАТОРЫ ВОСПАЛЕНИЯ. КЛЕТОЧНЫЕ И МОЛЕКУЛЯРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПРИ ВОСПАЛЕНИИ ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА Студент должен знать: ▪▪ основные исторические этапы изучения воспаления; ▪▪ учёных, внесших вклад в изучение различных разделов воспа- ления; ▪▪ медиаторы воспаления, их морфологический эффект; ▪▪ клеточные и молекулярные процессы в тканях и органах при воспалении. Студент должен уметь: ▪▪ описать различия действия клеточных и сосудистых медиато- ров воспаления; ▪▪ описать клеточные и молекулярные реакции, происходящие при воспалении. Студент должен владеть : ▪▪ навыками морфологической диагностики воспаления на макро- скопическом и микроскопическом уровнях. ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Как патологический процесс, лежащий в основе большинства забо- леваний человека, воспаление является центральной проблемой пато- логии на протяжении всей истории учения о болезни. Формирование представлений о сущности воспаления издавна было тесно связано с развитием взглядов на природу болезни. Принято считать, что история учения о воспалении началась с Гип- пократа (460–377 гг. до н. э.), хотя, несомненно, и ранее люди знали об этом процессе. Римский учёный А. Цельс (25 г. до н. э.–50 г. н. э.) выделил основные внешние симптомы воспаления: красноту (rubor) , опухоль (tumor) , жар (calor) и боль (dolor) . Позже К. Гален прибавил ещё один признак – нарушение функции (functio laesa) . Сущность воспаления, его место в патологии интере-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy