214
117 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА Функциональное состояние бронхов в норме и патологии Объективно определить нарушения проходимости бронхов помогают иссле- дования с помощью специальной аппаратуры – спирометра и пикфлоуметра. 1. Спирометрия. При выполнении экспериментальной работы воздуш- ным спирометром измеряют жизненную емкость легких (ЖЕЛ) в литрах. Спирометр приводят в нулевое положение. Мундштук протирают спиртом. Испытуемый в положении стоя с выпрямленной спиной делает 2–3 глубо- ких вдоха и выдоха, далее вдохнув максимально глубоко, делает возможно глубокий выдох в спирометр, напрягая все дыхательные мышцы, включая и брюшной пресс. Выдох делается медленно, без рывков. Показатели ЖЕЛ в норме рассчитывают по формулам: для мужчин: ЖЕЛ (л) = 0,052×рост (см) – 0,029×возраст (годы) – 3,2; для женщин: ЖЕЛ (л) = 0,049×рост (см) – 0,019×возраст (годы) – 3,76. 2. Пикфлоуметр – индивидуальный портативный прибор, измеряет объ- ем проходящего воздуха при выдохе в единицу времени – пиковую скорость выдоха (ПСВ). Эта скорость напрямую зависит от степени проходимости дыхательных путей и измеряется в литрах в минуту. Снижение показателей пикфлоуметрии сообщает об ухудшении бронхиальной проходимости и воз- никает раньше изменения самочувствия. Для пикфлоуметрии в положении стоя после нескольких минут спокойного дыхания делают глубокий вдох, затем губами плотно обхватывают мундштук пикфлоуметра и делают резкий быстрый выдох до конца. Фиксируют показа- тель шкалы прибора и результаты заносят в таблицу. Проводят аналогичные измерения еще у 2–3 студентов (после физической нагрузки, у курильщика и у студентов с катаральными явлениями или кашлем). Полученные результаты заносят в протокол в виде таблицы результатов исследования: ЖЕЛ (л) ПСВ (л/мин) Заключение норма полученный показатель норма полученный показатель Студент А. Студент Б. Студент В. Результаты исследования сравнивают с показателями нормы (табл. 5). Таблица 5. Пиковая скорость выдоха: нижние границы нормальных величин, л/мин Рост, см Возраст (мужчины/женщины), лет 15 20 25 30 35 140 414/ 348 456/369 481/380 494/384 499/383 145 423/ 355 466/376 491/387 504/391 509/390 150 432/ 360 475/382 501/393 514/397 519/396 155 440/ 368 484/388 510/399 524/403 529/402
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy