214

61 Тема 14. Расстройства водного обмена. Нарушение кислотно-основного состояния Цель: изучить типовые расстройства водного обмена, механизмы развития гипогидратации, отека, нарушений кислотно-основного со- стояния. УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ Вопросы для подготовки к занятию: 1. Механизмы регуляции водно-электролитного баланса. Роль ренин- ангиотензиновой системы, натрийуретического фактора в водном балансе организма. 2. Механизмы транскапиллярного обмена воды. 3. Гипогидратация, виды, патогенетические механизмы. 4. Отеки, патогенетическая классификация. 5. Патогенез различных видов отеков. 6. Понятие о кислотно-основном состоянии (КОС) организма. Основные показатели КОС. 7. Роль буферных систем, почек, легких, печени, желудочно-кишечного тракта в регуляции КОС. 8. Причины, механизмы нарушений физиологических функций, основ- ные проявления изменений КОС: • при ацидозах, • при алкалозах. 9. Проанализируйте схемы (рис. 21–22) с точки зрения патогенеза отеков: • механических (застойных), • онкотических, • осмотических, • мембраногенных, • лимфатических. Обмен жидкости между сосудами и тканями происходит через капиллярную стенку. Согласно классической теории Э. Старлинга (1896), этот процесс определяется следующими факторами: 1) гидростатическим давлением крови в капиллярах и давлением межтканевой жидкости; 2) коллоидно-осмотическим давлением плазмы крови и тканевой жидкости; 3) проницаемостью капиллярной стенки.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy