000240

99 ционально непроницаем» для пациента, дабы обеспечить последнему наилучшую возможность перенести на психотерапевта свои эмоции и представления, связанные со значимыми в его жизни людьми. Вы- явленные в процессе такого переноса эмоциональные реакции с точки зрения динамического подхода являются важным материалом для по- следующего лечебного анализа. Наиболее известными представителями динамического направле- ния психотерапии являются З. Фрейд (Австрия), А. Адлер (Австрия), К. Г. Юнг (Швейцария), В. Райх (Германия), А. Лоуэн (США), Э. Берн (США), В. Н. Мясищев (СССР). Поведенческое (когнитивно-бихевиоральное) направление пси- хотерапии оформилось в середине XX века в США и ЮАР, в дальней- шем распространившись по всему миру. Единого основоположника данное направление не имеет, но, пожалуй, наибольший вклад в его становление и развитие внес американский психолог Беррес Скиннер. Необходимо подчеркнуть, что понятие «поведенческое направление психотерапии» не следует путать с понятием «поведенческие мето- ды психотерапии», поскольку данные методы могут использоваться представителями разных психотерапевтических направлений. Теоре- тической основой поведенческого направления психотерапии являет- ся психология бихевиоризма (от английского behavior – «поведение»), в свою очередь, опирающаяся на принципы философии позитивизма. В основу своего учения бихевиористы положили тезис о том, что вну- треннее содержание психической деятельности человека в принципе непознаваемо, поскольку не поддается непосредственному наблюде- нию. Следовательно, всякая попытка понять внутренние механизмы психики антинаучна. Истинная наука, по мнению бихевиористов, должна иметь дело только с тем, что поддается непосредственному наблюдению и может быть воспроизведено в условиях эксперимента. Вот почему психология как область науки, по мнению бихевиористов, должна сконцентрироваться на изучении закономерностей поведе- ния человека, как внешнего выражения его психической деятельно- сти. В основе же поведения всегда лежит один и тот же принцип – «стимул – реакция», т.е. на определенные внешние стимулы организм отвечает определенными психическими реакциями, которые можно проследить в эксперименте и подробно изучить и измерить.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy