000240
56 дения, их необходимо корректно, но твердо пресекать, всегда строго согласуя свои действия с действующими нормативными документа- ми, а также нормами медицинской этики. Все-таки доброжелательное и корректное поведение врача позволяет в большинстве случаев сни- зить подозрительность таких больных, избежать конфликта и устано- вить с ними сотрудничество в лечебных целях. Наконец, последняя из рассматриваемых личностных реакций на болезнь – дисфорическая реакция . Курация больных с данной ре- акцией для врача также представляет значительную сложность. Та- ких больных отличает напряженно-злобное настроение, они грубо ведут себя по отношению к медицинскому персоналу. Часто у боль- ных с дисфорической реакцией на болезнь отмечается зависть и не- нависть к здоровым людям, а иногда даже стремление намеренно навредить им. Подобная реакция на болезнь обычно возникает при тяжелых заболеваниях, возможно имеющих неблагоприятный про- гноз, и больной своим поведением как бы демонстрирует, насколь- ко несправедливо, что он тяжело болеет, а другие люди при этом могут счастливо жить и радоваться жизни. Нередко дисфорическая реакция сопровождается склонностью к алкоголизации, поскольку больные с помощью алкоголя стремятся уменьшить свое душевное напряжение. Дисфорическая реакция на болезнь чаще всего от- мечается у эксплозивных эпилептоидов (у которых возбудимость преобладает над эмоциональной вязкостью), у больных эпилепсией и людей с резидуально-органическим поражением головного мозга. Данная реакция существенно затрудняет терапевтический кон- такт с больным и потому нуждается в коррекции. Главная уста- новка, которую должен принять врач, работая с таким больным, – не принимать его грубость на свой счет. Необходимо понять, что грубость больного – это форма его протеста против несправедли- вости судьбы, и если она оказывается направленной на врача, то врач как человек тут абсолютно не причем. При общении с таким больным нужно уметь сохранять душевное равновесие и ни в коем случае не позволять себе отвечать грубостью на его грубость. При удобном случае можно попытаться вызвать такого больного на разговор о его переживаниях, связанных с болезнью, и если от- кровенный разговор получится, это может снизить уровень агрес- сивности пациента.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy