000240

66 больным, т.е. является бессознательным. Последнее условие абсолют- но необходимо для формирования невроза. В противном случае, т.е. если внутриличностный конфликт осознается, это может привести человека к депрессии или суицидальному поведению, но не к неврозу. Впервые понятие невротического конфликта ввел в науку выда- ющийся австрийский психотерапевт Зигмунд Фрейд. Однако Фрейд рассматривал невротический конфликт очень узко, полагая, что он может разворачиваться только в сфере сексуальных влечений индиви- да. Такой вывод вытекал из личного терапевтического опыта Фрейда. Однако со времен Фрейда представления о невротических конфлик- тах претерпели серьезные изменения, невротический конфликт стал пониматься значительно шире. Многие исследователи создали свои теории и классификации невротических конфликтов. В нашей стра- не наиболее признанной является классификация невротических кон- фликтов, разработанная выдающимся отечественным психотерапев- том и психологом Владимиром Николаевичем Мясищевым. Мясищев выделил четыре типа невротических конфликтов: не- врастенический, истерический, обсессивно-психастенический и сме- шанный. Неврастенический конфликт по Мясищеву – это конфликт между требованиями личности к себе и ее возможностями. Кратко его можно выразить формулой: «Должен, но не могу». Данный тип не- вротического конфликта характерен для неврастении. Истерический конфликт – это конфликт между притязаниями личности и ее нежела- нием считаться с условиями реальности. Кратко его можно выразить формулой: «Хочу, но не дают». Данный тип конфликта характерен для истерии. Обсессивно-психастенический конфликт – это конфликт между желаниями человека и его долгом. Данный конфликт обычно разворачивается в морально-этической сфере и может быть выражен формулами: «Хочу, но не должен» или «Должен, но не хочу». Наконец, смешанный конфликт одновременно содержит в себе элементы двух или трех вышеназванных конфликтов. Формированию у человека определенного типа невротического конфликта способствует соответствующий ему стиль воспитания. Так, формированию неврастенического конфликта способствует вос- питание в духе завышенных ожиданий от ребенка, когда родители ждут от ребенка, что он будет безупречен в той или иной сфере своей

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy