000240

89 отделов вегетативной нервной системы, т.е. отчасти воздействовать и на патогенез заболевания. Наиболее известными методами сугге- стивной психотерапии являются классическая гипнотерапия (созда- тель – Дж. Брэд), эриксоновский гипноз (М. Эриксон), произвольное самовнушение (Э. Куэ), аутогенная тренировка (И. Шульц), голотроп- ное дыхание (С. Грофф), нейролингвистическое программирование (Р. Бендлер и Дж. Гриндер). Следующая группа психотерапевтических методов – поведенче- ская психотерапия . Относящиеся к ней методы построены на меха- низме лечебного научения. Такое научение направлено на устранение у пациента неправильных, дезадаптивных стереотипов поведения и выработку правильных, адаптивных. С этой целью поведенческая психотерапия использует систему четко разработанных трениро- вочных методик (тренингов), которые могут проводиться как в ис- кусственно созданных (in vitro) , так и в реальных (in vivo) условиях. Одним из вариантов поведенческой психотерапии является условно- рефлекторная психотерапия, в основе которой лежит учение об услов- ных рефлексах И. П. Павлова. В этом случае поведенческие приемы направлены на угасание у пациента вредных, дезадаптивных услов- ных рефлексов и выработку вместо них полезных, адаптивных, для чего используется система специально подобранных стимулов. Рассмотрим примеры некоторых методик поведенческой психо- терапии. Методика систематической десенсибилизации использует- ся при лечении фобий, т.е. ситуационно обусловленных навязчивых страхов. При этом сначала врач вместе с пациентом составляет иерар- хию фобических ситуаций, т.е. ситуаций, в которых у пациента воз- никает навязчивый страх. Далее пациент начинает поочередно пред- ставлять себе эти ситуации, начиная с той, в которой страх самый слабый, и заканчивая той, в которой он наиболее силен. При этом, когда при представлении очередной ситуации пациент начинает ис- пытывать страх, он тут же выполняет специальные упражнения по расслаблению мышц, в результате чего страх угасает. Систематиче- ски выполняя подобные упражнения, пациент научается угашать свой страх в любой фобической ситуации. При необходимости в дальней- шем подобный тренинг продолжается уже in vivo, т.е. не просто в фор- ме представления фобических ситуаций, а в процессе непосредствен-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy