000240
91 алкоголя с введением рвотных средств, так что со временем рвота возникает уже на сам алкоголь, даже если пациент принимает его без рвотного средства (так называемая условно-рефлекторная тера- пия алкоголизма). Современной поведенческой методикой, проводимой с примене- нием компьютерной техники, является биологическая обратная связь. Суть этой методики состоит в том, что на теле больного устанавли- вают датчики, фиксирующие ту функцию организма, которую ему необходимо тренировать. Например, больному бронхиальной астмой устанавливают на грудную клетку датчики, фиксирующие глубину его дыхания, или больному эпилепсией устанавливают на голову дат- чики, фиксирующие электрическую активность его головного мозга. Эти датчики проводами присоединяются к компьютеру, на экране ко- торого пациент видит график, отражающий соответствующую функ- цию его организма. При этом если данная функция осуществляется правильно (например, пациент, страдающий бронхиальной астмой, дышит не слишком глубоко), график на экране окрашен в один цвет, если же функция осуществляется неправильно, – в другой. Таким об- разом, пациент получает возможность контролировать свои физиоло- гические функции и учится управлять ими так, чтобы не вызывать у себя приступов болезни. С помощью данной методики пациенты, страдающие различными психическими и соматическими заболе- ваниями, научаются управлять даже такими функциями своего ор- ганизма, которые, казалось бы, вообще не поддаются сознательному контролю, например, электрической активностью нейронов головного мозга или ритмом сердца. Поведенческая психотерапия используется при лечении невроза навязчивых состояний, психопатий, наркологических заболеваний, патологических привычных действий у детей, нервной анорексии. При этом в большинстве случаев поведенческие методики имеют сим- птоматическую либо реабилитационную направленность. Наиболее известными методами поведенческой психотерапии являются клини- ческая поведенческая психотерапия (В.М. Бехтерев), классическое об- условливание (Дж. Вольпе), оперантное обусловливание (Б. Скиннер), мультимодальная терапия поведения (А. Лазарус), метод социального научения (А. Бандура и Дж. Роттер).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy