000240

96 В процессе своего развития и становления психотерапевтическая группа проходит ряд стадий групповой динамики. Первая стадия – ориентация и зависимость, когда члены группы демонстрируют свою беспомощность, ищут руководства со стороны и ждут конкретных указаний от психотерапевта. Вторая стадия – конфликты и протест. На этой стадии участники группы, не получив конкретных указа- ний от психотерапевта, начинают отреагировать друг на друге свою агрессию, связанную с их неоправдавшимися ожиданиями. Третья стадия – развитие сплоченности. На этой стадии происходит форми- рование структуры группы и распределение групповых ролей. На- конец, четвертая стадия – конструктивно работающая группа, когда участники начинают работать в группе над своими индивидуальны- ми проблемами. Немаловажный вопрос для групповой психотерапии – число участников группы. В слишком маленькой группе не запускаются процессы групповой динамики, слишком большая группа начина- ет распадаться на подгруппы. Оптимальной считается численность психотерапевтической группы в 8–12 человек. Психотерапевтическая группа должна быть однородной по нозологическому составу и по воз- можности разнородной по другим характеристикам участников (воз- раст, пол, социальный статус, уровень образования и т.д.), поскольку такое разнообразие способствует групповой динамике. Групповая психотерапия применяется при многих заболеваниях, но все-таки основными показаниями к ней являются неврозы, пси- хопатии, шизофрения и наркологические заболевания. Наиболее из- вестными методами групповой психотерапии являются Т-группы (К. Левин), группы встреч (К. Роджерс), гештальт-группы (Ф. Перлс), психодрама (Я. Морено), групп-аналитическая психотерапия (Г. Сал- ливан) и групповая патогенетическая психотерапия (В. Н. Мясищев). Последняя группа психотерапевтических методов, на которой мы остановимся – игровая психотерапия . К данной группе отно- сятся психотерапевтические методы, построенные на игре. Игровая психотерапия используется в детской практике. Здесь она заменяет аналитические и рациональные методы, поскольку у детей еще не сформированы необходимые для лечения данными методами вер- бальные и понятийные навыки. В процессе игровой психотерапии ис-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy