243

М.В. Ломоносов в письме к графу И.И. Шувалову отмечал, что в России в середине XVIII в. смертность детей до трехлетнего воз­ раста составляла 50% и более. Н.М. Максимович - Амбодик спустя 20 лет писал, что до репродуктивного возраста в России доживает едва ли не четверть всех родившихся. Основной причиной этого он считал крайнее в повивальном деле незнание многих неученых русских бабок, кои повсюду в России, а особливо между простым народом, свободно исправляют повивальное дело, к собственному их стыду, общей гибе­ ли, и явному вреду всего государства (Б.Г. Юдина, 1998). В течение второй половины XVIII в. в городах Москве и Петербурге было подготовлено всего около 80 - 100 «присяжных повитух». В 1797 году император Павел I по инициативе императрицы Марии Федоровны учредил в столице Повивальный институт, включавший родильный госпиталь («императорскую родильню») на 20 коек и повивальную школу, принявшую 22 воспитанницы. В родильню принимали при нескольких условиях: доказательстве законности брака (письменного свидетельства от приходского священника) и получении обязательст­ ва, что женщина сама будет кормить ребенка и не отдаст в воспита­ тельный дом. Первыми учащимися повивальной школы были сироты воспитательного дома 13 - 14 лет. Их обучение осуществлялось за го­ сударственный счет, и по окончании школы они были обязаны пробыть 6 лет на казенной службе. Лекции по акушерству читались на немец­ ком языке. За первые 30 лет работы Повивального института как учеб­ ного заведения было подготовлено 512 дипломированных акушерок (А.Я. Гуревич, 1992). В 1801 году Московская повивальная школа была преобразована в Повивальный институт, а в 1805 году в рамках Клинического инсти­ тута (клинической базы) Московского университета выделены 3 аку­ шерских койки (для рожениц из неимущих семей). В конце XVIII в. произошло событие, смысл которого можно глуб­ же постичь в свете современной философии сестринского дела, обо­ сновывающей специфику, особую миссию сестринской профессии. С 1786 года в г. Петербурге ведущим учебным заведением для подго­ товки врачей становится Главное врачебное училище, объединившее госпитальные школы города. В 1795 году правительством было утвер­ 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy