243

ждено «Предварительное постановление», регламентирующее деятель­ ность училища, согласно которому вместо четырех кафедр учрежда­ лись семь, упразднялись телесные наказания студентов и т.д. Обучение длилось 5 лет, а недостаточно способные студенты выпускались через 3 года подлекарями (т.е. средними медработниками). Однако с 1799 года Медико-хирургическая академия перестала готовить подлекарей, поскольку ее руководители пришли к выводу, что «... воспитание вра­ чей и среднего медперсонала... должно строиться на разных педагоги­ ческих основах и дидактических приемах». ВXIX в. развитие сестринского дела в Россиишло в двух направлениях: а) специализированная подготовка акушерок, фельдшериц и фель­ дшеров (в целях обеспечения медицинскими кадрами родовспоможе­ ния в стране, медицинского обслуживания не только городского, но и сельского населения и медицинских потребностей русской армии); б) преимущественно благотворительное движение сердобольных вдов и, несколько позднее, сестер милосердия. В 1877 году в разных городах России было открыто 12 женских фельдшерских школ и курсов. Огромным стимулом для развития сельского здравоохранения ста­ ло создание в 1864 году земств (в 34 губерниях центральной России). Каждый уезд состоял из 12 - 15 фельдшерских участков, что обусло­ вило возрастающую потребность в фельдшерах, акушерках и, конечно, врачах. В 1911 году в России было 27 фельдшерских школ, из них 12 - мужских, 8 - женских и 7 - для лиц обоего пола, а в 1915 году - уже 80 фельдшерских и фельдшерско-акушерских школ, где обучалось около 9500 человек (А.Я.Гуревич, 1992). Благотворительная служба «сердобольных вдов» была организована в 1814 году в г. Петербурге и в 1818 году —в Москве. Движение бла­ готворительности зародилось в нашей стране еще в XVII в. (богадель­ ня боярина Ртищева) и получило развитие в XVIII в. при Екатерине II, когда в Москве и Петербурге были открыты воспитательные дома. В 1803 году в городах Петербурге и Москве по инициативе вдовствую­ щей императрицы Марии Федоровны были открыты больницы для бед­ ных (после ее смерти их стали называть Мариинскими), а также вдовьи дома, которые не только решали социальную задачу современных «до­ мов престарелых», но и должны были спасать от нищенства еще впол­ 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy