243

крупной в России. В 1850 году была основана Одесская богадельня сердобольных вдов. В Покровскую общину принимались девушки и вдовы в возрасте от 17 до 40 лет, испытательный срок составлял 3 года, после принесения клятвы сестрам вручался золотой крест на ленте синего цвета с надписью «Любовь и милосердие». Особое место в истории движения сестер милосердия занимает Петербургская Крестовоздвиженская община. Согласно общеприня­ той точке зрения, во время Крымской войны 1853 - 1856 гг. члены этой общины первыми в мире начали оказывать сестринскую помощь в действующей русской армии, подвергая свою жизнь и здоровье двой­ ной опасности: во-первых, со всеми другими участниками боевых действий, а во-вторых, будучи незащищенными от внутрибольнич­ ных инфекций (еще не были известны методы антисептики и асеп­ тики, не открыты сульфаниламиды и антибиотики). В то же время есть некоторые данные, что первыми осенью 1854 года прибыли в Севастополь сестры милосердия Московской Никольской общины с группой «сердобольных вдов». Еще раньше сестринскую помощь раненым в Севастополе начала оказывать знаменитая Дарья Севастопольская - дочь погибшего рус­ ского матроса (героя Синопского сражения). Узнав, что неприятель высадился под Евпаторией и направляется к Севастополю, Даша про­ дала свое неказистое жилище, обзавелась лошадью с телегой, оборудо­ ванной под водовозку, и отправилась под Альму, где уже шло первое сражение, оказывать помощь раненым. Позднее она освоила некото­ рые медицинские приемы неотложной помощи и ухода за больными. Сравнительно недавно в архивах нашли документы, в которых указана ее подлинная фамилия, Михайлова. За Альминское сражение Дарья Севастопольская была награждена медалью, сам император приказал выдать ей 500 рублей на приданое и 500 - после свадьбы «на обзаве­ дение». Исторические заслуги в связи с основанием Крестовоздвиженской общины принадлежат Великой княгине Елене Павловне (вдове млад­ шего сына императораПавла I - Михаила) и Н.И. Пирогову. Важно под­ черкнуть, что между ними на этапе организации общины были разно­ гласия относительно самого понятия «сестра милосердия» (мы сегодня можем сказать - в трактовке философии сестринского дела). Великая 14

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy