243

дшера должны были оставлять службу в Сарапульском земстве, а потому все хлопоты и затраты в интересах больницы и уезда оказы­ вались бесполезными, да и открывшиеся к тому времени при губерн­ ских больницах фельдшерские школы могли хоть как-то направлять медицинский персонал в больницы. Становление здравоохранения на территории Удмуртии связано и с именами первых медицинских работников. Земские врачи в подавляющем большинстве крайне негативно относились к подмене врачебной помощи фельдшерской. Самым весомым аргументом их была ссылка на недостаточную квали­ фикацию фельдшеров. Так, в материалах I съезда земских врачей Вятской губернии (1874) В.О. Португалов приводит следующие примеры фельдшерской некомпетентности: « Старший фельдшер Сарапульской земской больницы, имея 18-летний стаж, считал, что «хина останавливает движение крови». Младший фельдшер Смирных (Сарапульская больница, 1874 год) не смог объяснить Португалову, чем отличается корь от скарлатины. Но некоторые фельдшера имели и хорошие знания. Фельдшерица Рувимова училась в Казани и слушала лекции у профессоров Лесгафта, Ковалевского, Петрова и Высоцкого. Португалов сообщает, что она «на все мои вопросы о тифе, восполениях легких, об отличительных признаках детских болезней, не говоря уже о женских болезнях... отвеча­ ла смело, толково, бойко, с полным сознанием, что она отвечает дело». Проанализировав деятельность и уровень знаний фельдшеров, В.О. Португалов делает вывод о том, что «фельдшера получили самое скудное медицинское образование, с которым вступить на самостоятельную роль едва ли были вправе, затем они остано­ вились на том, что вынесли из школы, и сами дальше нисколь­ ко не развивались». Португалов пишет, что еще меньше эти люди знакомы с современными приемами науки, исследованием боль­ ных. Они понятия не имеют ни о термометрии, ни о каких-либо химических исследованиях, ни об аускультации, ни о перкуссии. Он же отмечает, что «оставлять таких людей полновластными рас­ порядителями приемных покоев —просто безрассудно». В.О. Пор­ тугалов (1874) предлагает «или совершенно прекратить самостоя­ 31

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy