243
кой области компетенции, как «диагностика и наблюдение», опытные медсестры владеют навыками: 1) выявления и фиксирования важных изменений; 2) распознавания первых тревожных сигналов (предупреждение приступа и ухудшения до появления явных симптомов); 3) предвидения проблем (умение думать о будущем); 4) понимания требований, накладываемых конкретной болезнью (предвидения запросов пациента); 5) оценки нацеленности пациента на выздоровление и его потенци альных возможностей. Эмпирическим путем П. Беннер выделила 5 уровней профессио нальной квалификации, профессионального мастерства медсестер: 1) новичок (уровень начинающего специалиста); 2) уровень освоения навыков; 3) компетентный специалист; 4) умелый специалист; 5) опытный специалист. В медицинской среде широко распространено мнение, что в про фессиональном отношении медиков к пациентам необходимо отстра нение (желательно устанавливать «дистанцию»). Однако исследование П. Беннер выявило, что в своих анкетах и устных ответах многие опыт ные медсестры подчеркивали, что «им очень важно лично прочувство вать что испытывают их пациенты, страдающие различными недуга ми». П. Беннер отмечает особый язык, которым пользуются опытные медсестры при общении со своими пациентами, например перенес шими илеостомию или колостомию (когда с полуслова ясно о каких моментах ухода за собой, особенностях образа жизни идет речь). С па циентом надо разговаривать не на своем, а на его языке. Высшим при знанием профессионализма медсестры, которая проводила инструктаж пациентки перед операцией мастэктомии, стал вопрос этой пациентки: «А вам что, тоже мастэктомию делали?» Среди выделенных П. Беннер нескольких десятков профессиональ ных функций (навыков) медсестры необходимо обратить внимание на функцию, которую она назвала «Присутствие; умение побыть с пациентом». Вот слова одной из медсестер-респондентов: «Это же очень по-человечески —просто посидеть с кем-то, поговорить по-на 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy