243

кой области компетенции, как «диагностика и наблюдение», опытные медсестры владеют навыками: 1) выявления и фиксирования важных изменений; 2) распознавания первых тревожных сигналов (предупреждение приступа и ухудшения до появления явных симптомов); 3) предвидения проблем (умение думать о будущем); 4) понимания требований, накладываемых конкретной болезнью (предвидения запросов пациента); 5) оценки нацеленности пациента на выздоровление и его потенци­ альных возможностей. Эмпирическим путем П. Беннер выделила 5 уровней профессио­ нальной квалификации, профессионального мастерства медсестер: 1) новичок (уровень начинающего специалиста); 2) уровень освоения навыков; 3) компетентный специалист; 4) умелый специалист; 5) опытный специалист. В медицинской среде широко распространено мнение, что в про­ фессиональном отношении медиков к пациентам необходимо отстра­ нение (желательно устанавливать «дистанцию»). Однако исследование П. Беннер выявило, что в своих анкетах и устных ответах многие опыт­ ные медсестры подчеркивали, что «им очень важно лично прочувство­ вать что испытывают их пациенты, страдающие различными недуга­ ми». П. Беннер отмечает особый язык, которым пользуются опытные медсестры при общении со своими пациентами, например перенес­ шими илеостомию или колостомию (когда с полуслова ясно о каких моментах ухода за собой, особенностях образа жизни идет речь). С па­ циентом надо разговаривать не на своем, а на его языке. Высшим при­ знанием профессионализма медсестры, которая проводила инструктаж пациентки перед операцией мастэктомии, стал вопрос этой пациентки: «А вам что, тоже мастэктомию делали?» Среди выделенных П. Беннер нескольких десятков профессиональ­ ных функций (навыков) медсестры необходимо обратить внимание на функцию, которую она назвала «Присутствие; умение побыть с пациентом». Вот слова одной из медсестер-респондентов: «Это же очень по-человечески —просто посидеть с кем-то, поговорить по-на­ 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy