243
заключает: «Перевязка несла одновременно техническую, эмоцио нальную и информационную нагрузку». Понятие «забота о пациентах» —синтетическое, интегративное, причем в его содержании более важны коммуникативный и этический аспекты, чем манипулятивный и технический. «Заботу о пациентах нельзя проконтролировать, к ней невозможно принудить. Забота прои стекает из личных и культурных представлений и пристрастий». Здесь хочется еще раз повторить: нравственная регуляция поведения лично сти - это всегда «самопринуждение к добру». Конкретный смысл норм ЭК таков: «Медицинская сестра должна превыше всего ставить сострадание и уважение к жизни пациента. Медицинская сестра обязана уважать право пациента на облегчение страданий в той мере, в какой это позволяет существующий уровень медицинских знаний». Однако следование этому этическому идеалу сопряжено с постоянными стрессами, с огромными эмоциональны ми затратами самой медсестры. Не случайно в отделениях интенсив ной терапии, паллиативной медицинской помощи, в хосписах и т.д. у медперсонала вследствие физической и душевной усталости нередко развивается «синдром выгорания». Возражая своим оппонентам, счи тающим, что защитой от «выгорания» как раз является стратегия поддержания дистанции с пациентом, П. Беннер пишет: «Лучшим противоядием от выгорания на работе являются участие и неравноду шие, позволяющие при необходимости черпать силы из источников, которые открываются самой ситуацией. Я называю это силой участия и поддержки». Иными словами, главный ресурс компенсации при та ких эмоциональных затратах, как у медсестер, преимущественно ду ховного свойства. Общество требует от представителей сестринской профессии огром ных затрат, поэтому медсестрам просто необходимо наращивать свой профессиональный потенциал - повышать образование, квалифика цию, укреплять профессиональную солидарность, духовность и т.д. 2.3. Уважение к профессии Приступая к комментарию раздела Этического кодекса... «Медицинская сестра и ее профессия» (статьи 11—13), необходимо сказать следующее. Одной из важнейших функций профессиональной 69
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy