243
корыстного. Если медсестра не попала в зависимость от «пациента с подарком», если она одинаково внимательно и старательно, исполь зуя одни и те же профессиональные стандарты, относится ко всем сво им пациентам, то «подарок» кого-то из них оправдывается этикой, что и зафиксировано в Этическом кодексе... Если с помощью «подарка» пациент или его близкие хотят направ лять какие-то профессиональные действия медсестры, т.е. в некото ром смысле манипулируют ею как личностью, то такой «подарок» не соответствует понятию бескорыстного дара, а является средством психологического давления на медсестру. О профессиональной неза висимости медицинского специалиста в данном случае не может быть и речи. Одновременно подвергается оскорблению чувство справед ливости у всех свидетелей такого явления (прежде всего - у других пациентов). Вопрос о подарках медикам осложняется еще и тем, что большинст вом населения и многими медицинскими работниками они интерпрети руются как дополнительное вознаграждение за дополнительный труд. Если это индивидуальный пост медсестры у постели тяжелобольного после ее дежурства в этом же отделении, то полученное ею вознаграж дение является зарплатой, а не подарком. Если же это вознаграждение за особую старательность во время ее дежурства, то такая старательность не может быть оправдана ни общечеловеческой моралью, ни, тем более, профессиональной медицинской этикой. Моральный и профессиональ ный долг медсестры - относиться одинаково ко всем своим пациентам. Таким образом, подарок пациента медику как знак благодарно сти - явление, оправдываемое и, если угодно, санкционируемое мо ралью. В то же время «подарок» может быть в некоторых обстоя тельствах как посягательство на профессиональную независимость специалиста, как фактор, усугубляющий общественную несправед ливость, —аморальное явление, осуждаемое медицинской этикой. При таких условиях речь идет о социальном зле, которое, в конеч ном счете, деформирует психологию и пациентов, и медицинских работников. Медсестра должна понимать, что у «подарков пациен тов» есть и лицо, и изнанка. Принять подарок или отказаться от него - значит совершить моральный выбор, учитывая все аспекты этого социального явления. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy