243
сти о новорожденных) с тяжелой, зачастую не совместимой с жизнью патологией. В моральном и юридическом плане здесь возможны две ситуации: 1) согласие (либо требование эвтаназии) исходит от родственников, родителей пациента; 2) законные представители некомпетентного пациента недося гаемы или их нет, и проведение недобровольной эвтаназии осно вывается на «презумпции согласия» (предполагаемом согласии) пациента. Выделяют также прямую и косвенную эвтаназию. Здесь речь идет исключительно о различии мотивов (целей) действий медработни ков: хотели ли врач или медсестра причинить смерть своему пациен ту в терминальном состоянии (прямая) или они проводили лечебные мероприятия, однако косвенно это привело к сокращению жизни па циента. В настоящее время в обществе имеется два противоположных подхо да к проблеме эвтаназии: либеральный и консервативный. Сторонники эвтаназии, хотя бы в форме прекращения лечения, считают ее допусти мой по нескольким соображениям: 1. Медицинским - смерть как последнее средство прекратить стра дания больного. 2. Заботы больного о своих близких - «не хочу их обременять собой». 3. Эгоистическим мотивам больного - «хочу умереть достойно». 4. Биологическим - необходимость уничтожения неполноценных людей из-за угрозы вырождения человека как биологического вида, вследствие накопления патологических генов в популяции. 5. Принципа целесообразности - прекращение длительных и без результатных мероприятий по поддержанию жизни безнадежных боль ных, чтобы использовать аппаратуру для реанимации вновь поступив ших с меньшим объемом поражений. 6. Экономическим - лечение и поддержание жизни ряда неизлечи мых больных требует применения дорогостоящих приборов и лекарств. Последние три принципа уже широко использовались в фашистской Германии: государственная политика уничтожения «неполноценных», умерщвление тяжелораненых вследствие дефицита медикаментов и госпитальных ресурсов в конце войны. 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy