000247
8 Г.Ф. Гегель (1770–1831). В основе истории – Единое начало, Абсолютная идея, которая в ходе саморазвития проходит разные этапы, создает природу, общество и, наконец, – мораль, науку, религию, право, государство. На этом заканчивается саморазвитие Абсолютной идеи и истории. Гегель как философ-идеалист в основе истории видит саморазвитие Духа, создающего материальный мир. Кроме того, он делит народы на «исторические» и «неисторические». К. Маркс (1818–1883). Начинал как гегельянец, во многом воспри- нял логику мышления Гегеля, но перевернул его теорию наоборот. В основе развития истории – не духовное, а материальное начало, эконо- мические отношения, способ производства. Ввел понятие обществен- но-экономическая формация . Исторический процесс есть смена фор- маций. Всего их пять : первобытное общество, рабовладение, фео- дализм, капитализм, коммунизм. Материальное производство (базис) определяет надстройку, т. е. формы общества, государства, культуры, религии и т. д. Формационная теория К. Маркса имеет сильные и слабые стороны. Сильные: К. Маркс одним из первых обратил внимание на роль материального фактора в истории. Недостатки: однолинейность в понимании развития общества, претензии на универсальность формационной схемы, недооценка духовного фактора. Вскоре стало ясно, чтомногие регионымира, прежде всегонеевропейские, не уклады- ваются в эту схему. Теория Маркса утопична. Конечной целью истории он провозглашает коммунизм, но что будет после него – не ясно, история на этом заканчивается. Не подтверждается фактами также абсолютиза- ция революционного насилия как главного способа развития общества. Однако уже во второй половине XIX в. появляются теории альтер- нативные линейным схемам, а именно – идея циклического развития. Одним из первых начал развивать ее русский ученый Н.Я. Да- нилевский (1822–1885). Свои взгляды он изложил в книге «Россия и Европа» (1869). Базовое понятие его концепции – «культурно-исто- рический тип» – определенный этнос или группа родственных этно- сов, с собственным языком, культурой, религией, социальными отно- шениями и политическим устройством. Культурно-исторические типы, подобно биологическим видам, проходят стадии зарождения, взросле- ния, созревания, одряхления и гибели. Они обособлены друг от друга,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy