000247

9 как и живые организмы, находятся в непрерывной борьбе друг с другом и с окружающей средой. История движется через последовательную смену культурно-исторических типов, одряхлевшие вытесняются более молодыми. Данилевский выделяет 10 таких типов: египетский, китай- ский, ассирийско-вавилонско-финикийский или древнесемитский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, новосемитский или аравийский, германо-романский. Одной из положительных черт теории Данилевского является отрицание европоцентризма. Сходные идеи, независимо от Данилевского, развивал немецкий историк О. Шпенглер (1880–1936) в знаменитой книге «Закат Европы» ( Der Untergang des Abendlandes . 1918). В основе истории – круговорот культурных организмов, которые проходят те же стадии, что и биологи- ческий организм (зарождение – гибель). Срок существования культур- ных организмов примерно одинаков – около 1000 лет. Каждая культура неповторима и замкнута, отличается от всех прочих, сущность её составляет религия . Но все они равноценны. Выделяет 8 культур: египетская, вавилонская, индийская, китайская, античная, византий- ско-арабская, западноевропейская, культура майя. Шпенглер, как и Данилевский, не называет эти культуры цивили- зациями, более того, у него негативное отношение к самому термину «цивилизация». Он обозначает так последнюю стадию развития куль- туры, когда духовные ценности уступают место материальным, что приводит культуру к гибели (отсюда и название его книги). Однако по сути теории Данилевского и Шпенглера являются приме- рами цивилизационного подхода к изучению истории. При таком подхо- де основной структурной единицей исторического процесса считается цивилизация – целостная общественная система, включающая в себя различные элементы (экономика, социальные отношения, политиче- ская организация, культура, религия и т. д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Эти элементы своеобразны для каждой цивилизации и имеют устойчивый характер. В современной исторической науке цивилизационный подход яв- ляется одним из самых распространенных и популярных (хотя и не единственным). Он сформировался как реакция на упрощенность, про- грессизм, европоцентризм линейных теорий, прежде всего – на форма- ционную теорию Маркса.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy