000247
10 Одним из первых стал использовать категорию «цивилизация» английский историк А. Тойнби (1889–1975). Он во многом повторяет идеи Данилевского и Шпенглера, но дает им своеобразную интерпре- тацию. Тойнби создал фундаментальный труд «Постижение истории» ( A Study of History : в 12 т.). По его мнению, существуют локальные рав- ноправные цивилизации (максимально насчитывал их 21). Происходит их круговорот – «культурно-исторические круги», «цивилизационные круги». Одна цивилизация сменяет другую. Но в основе этого дви- жения – диалог человечества с Вселенским Разумом, Божественным законом – Логосом. Развитие цивилизаций Тойнби раскрывает через концепцию «Вызов – Ответ». Для цивилизации «Вызовом» может быть любое крупное потрясение, природное или общественное, – сти- хийное бедствие, война, нашествие иноземцев и т. д. В зависимости от того, как цивилизация ответит на «Вызов», определяется ее жиз- неспособность, т. е. главное – то, как она преобразует внешние воз- действия во внутренние импульсы развития. Каждое общество прохо- дит стадии роста, расцвета и упадка (тоже биологизаторский подход). Средняя продолжительность существования цивилизации – примерно 1000 лет. Отчасти Тойнби преодолевает разорванность циклическо- го подхода (обособление одной цивилизации от другой) тем, что вся история у него оказывается диалогом человечества с Вселенским Разумом, который, по сути, является лишь иным обозначением Бога. В результате Тойнби в некотором смысле возвращается к христианско- му пониманию истории. Цивилизационной теории близка концепция Л.Н. Гумилева (1912–1992 ) – отечественного географа, этнографа, историка, сына поэ- тов Н.С. Гумилева и А.А. Ахматовой. История для Гумилева – это исто- рия этносов . Их возникновение он считает результатом мутагенеза, т. е. изменений, мутации, в генофонде определенного количества людей под воздействием каких-либо внешних факторов. (Гумилев не поясняет, в результате каких именно, но часто говорит о космических влияниях). Такие люди приобретают повышенную тягу к действию (войны, походы, географические открытия, строительство грандиозных соо- ружений и т. п.). Подобных людей он назвал пассионариями . Таким образом, любой этнос возникает в результате пассионарного толчка , когда большинство людей, его составляющих, обладают избыточной
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy