000247

11 жизненной энергей. Однако ее количество не остается неизменным. Этнос, возникнув, проходит ряд фаз развития, подобных разным возрастам человека: пассионарный подъем, надлом, инерционная фаза, и, наконец, постепенное угасание. Упадок этноса начинается тогда, когда большинство в нем составляют субпассионарии , т. е. люди с пониженной жизненной энергией. Соответственно существуют «молодые» и «старые» этносы. Средняя продолжительность жизни этноса – около 1500 лет. Периодически возникают суперэтносы (напр., Византия). Россия, по Гумилеву, возглавляет евразийский супер- этнос, которому традиционно противостояли: на западе – католи- ческая Европа, на Дальнем Востоке – Китай, на юге – мусульман- ский мир. Русский этнос – молодой, находится в стадии пассионарно- го подъема. Несмотря на множество интересных наблюдений, теории Гумилева также присущ откровенный биологизм. Итак, общие черты цивилизационного подхода в изучении истории: 1. Цикличность исторического процесса; не существует прямоли- нейной универсальной схемы мировой истории. История – это круго- ворот локальных, сменяющих друг друга, цивилизаций. 2. Предполагается многовариантность исторического процесса: различные цивилизации в разные периоды своей истории переживают не только прогресс, но и упадок. История понимается как открытая си- стема, в которой возможно возникновение в будущем любого количе- ства новых типов общества. 3. Большое внимание уделяется духовным факторам (религия, фи- лософия, литература, искусство и т.д.). Ключевые понятия: менталь- ность, менталитет – устойчивые, глубинные структуры сознания, присущие данной цивилизации. Но в целом и материальные, и духовные факторы развития общества считаются равноправными; только их совокупность придает каждой цивилизации неповторимый характер. К слабым сторонам цивилизационной концепции можно отнести: • чрезмерное обособление одной цивилизации от другой, что зату- шевывает общие черты мировой истории и культуры (противополож- ная крайность в сравнении с линейными теориями); • неясность критериев выделения того или иного типа цивилизации; • биологизм – механическое перенесение биологических законов на историю общества.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy