000247

23 свод законов – «Русская Правда». При этом возникающие институ- ты государства сочетались с пережитками прежних родоплеменных оношений – народным собранием и народным ополчением . На основании данной характеристики социально-экономических и политических отношений в Киевской Руси утвердилось мнение, что она является раннефеодальной монархией. Это был начальный этап феодализации. Феодализм – аграрное общество эпохи Средневековья, для которого характерны: 1) крупная земельная собственность с подчи- ненным ей мелким крестьянским хозяйством; 2) замкнутая сословная организация; 3) натуральное хозяйство; 4) господство религии в духов- ной сфере. 3. Христианизация Руси и ее историческое значение . По легенде, первым принес славянам христианство апостол Андрей Первозванный . В I в. н. э. он, якобы, воздвиг крест на месте будущего Киева. Об этом рассказывает «Повесть временных лет», но его путь, по сути, – «из ва- ряг в греки», т. е. описание обычного пути византийцев на Русь. Впервые упоминается о наличии христиан у русов после их похода на Константинополь в 860 г., в послании константинопольского патри- арха Фотия . Он утверждает, что уже при Аскольде и Дире варвары приобщаются к вере, а в 866 г. принимают крещение. Вероятно, здесь желаемое выдается за действительное, но, с другой стороны, именно в этот период, видимо, предпринимались первые попытки христиани- зировать славян. В договоре Олега с Византией 911 г. русы – еще сплошь язычники, противопоставленные грекам-христианам. Договор Игоря 944 г. уже различает русов язычников и христиан. В Киеве появляется первая христианская церковь св. Ильи и первая христианская община , которая состояла в основном из купцов, торговавших в Византии, служивших там же воинов-наемников и иностранцев. Наряду с христианской су- ществовали мусульманская и иудейская общины. Христиане, как и все жители, по жребию приносились в жертву языческим богам. В борьбе за укрепление центральной власти киевские князья ис- пользуют, в т. ч. религию. В 980 г. Владимир проводит «языческую реформу». Шесть кумиров (идолов) были поставлены «вне двора те- ремного», т. е. вне княжеской усадьбы, на холме (Перун, Хорос [Хорс], Дажьбог, Стрибог, Симаргл, Мокошь). Это была попытка утвердить

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy