000247

26 языке. Позднее византийский вариант христианства на Руси стал име- новаться православием. Крещение киевлян происходило в 988 г. с большим сопротивлением или, по И.Я. Фроянову, добровольно, т.к. не имело для них принци- пиального значения. В большинстве других земель крещение про- водилось насильственно, «огнем и мечом», что признает и Фроянов, но считает это свидетельством противостояния остальных племен власти полян. Большинство историков полагает, что причина проти- водействия – стойкость языческих верований, отмечается « двоеверие » (термин академика Б.А. Рыбакова) даже в XI–XII вв. Точка зрения А.П. Новосельцева: окончательное утверждение христианства произошло только после монгольского нашествия в XIII–XIV вв., когда чужеземное иго подкреплялось и чужой рели- гией (сначала монголы были язычниками, затем приняли ислам); тогда на Руси возникло стремление и идеологически противопоставить себя завоевателям. Именно после этого христианство по-настоящему стало религией русского народа. Понятие «христианин», « хрестья- нин » (крестьянин) стало обозначать основную массу населения, в то время как русская знать охотно роднилась с татарской знатью, возво- дила к ней свою генеалогию и, тем самым, положила начало некото- рым известным дворянским фамилиям – роды Юсуповых, Кутузовых, Урусовых и т. д. Значение христианизации. Ускорился процесс объединения славян- ских племен в единое государство. Укрепился международный престиж Руси. Происходит расцвет культуры – письменность, книжное дело, искусство. Христианство утвердило и новый нравственный идеал – «десять Божьих заповедей». В рамках единого государства, единой веры происходило формирование древнерусского народа, древнерус- ского языка. В целом же это была цивилизация западного типа , т. к. в основных своих чертах (хоть и с отставанием) она соответствовала развитию стран Западной Европы того времени. 4. Феодальная раздробленность на Руси. После смерти Владимира Святого между его сыновьями возникли междоусобицы . Святополк объ- явил себя Великим князем киевским, занимая престол в 1015–1019 гг. По его приказу были убиты его младшие братья Борис и Глеб (впо- следствии канонизированные и ставшие первыми русскими святыми).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy