000247

34 Монголо-татарское иго – это система мер, при помощи которых захватчики удерживали Русь в зависимости на протяжении 250 лет. Вначале их главной задачей было устрашение, карательными похо- дами они стремились сломить любое сопротивление. Затем монголы в большей степени прибегали к экономическим методам давления, собирали дань, которой насчитывалось до 14 видов. «Численники» переписывали население, чтобы установить размеры основной дани, «выхода» (серебром). Льготы предоставлялись только церкви, по- скольку монголы стремились привлечь ее на свою сторону и вообще отличались веротерпимостью. Сбор дани находился в руках баскаков (от араб. «башаф» – «дави- тель»). Часто он отдавался на откуп мусульманским купцам – бессер- менам . Происходит ряд восстаний против злоупотреблений баскаков – в 1257, 1259, 1262, 1289 гг. В результате система сбора дани меняется. К концу XIII в. он передается в руки самих князей, которые всячески старались задерживать выплату, уклонялись от нее под разными предлогами. Уже к середине XIV в. распоряжения хана редко выпол- нялись, если не подкреплялись присылкой войск. Кроме того, князья были вассалами хана, который давал им особую грамоту на право княжения ( «ярлык »), разжигая между ними вражду. «Монголо-татарское иго» является дискуссионной проблемой. Так, Л.Н. Гумилев утверждал, что это было не иго, а обычный набег кочев- ников за добычей, численность же завоевателей в источниках сильно преувеличена. Однако традиционная точка зрения представляется более обоснованной. Зависимость от Золотой Орды стала для Руси тяжелым бедствием – гибель людей, разрушение городов, ежегодная дань, упадок ремесла, торговли, культуры. Русь отстала от Европы по меньшей мере на два столетия, ее цивилизационная направлен- ность приобрела восточные черты. Однако Русь, в отличие от других завоеванных монголами земель, не была включена территориально в состав монгольской империи, здесь не было постоянной монгольской администрации, сохранялись княже- ские дружины, действовали русское законодательство, православная церковь. Это позволило русским князьям, преодолевая разногласия, постепенно накапливать силы для борьбы с врагом. Большую роль в отражении внешней опасности сыграл суздальский князь Александр

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy