000247
51 циальное дворянство хотело иметь свою долю в управлении страной; тяглое население , крестьянство боролись против гнета государства и помещиков в целом и т.д. Каждая группа выдвигала своего претен- дента на престол. Возникает феномен самозванства . «Самозванец ис- печен в польской печке, но заквашен в Москве» (В.О. Ключевский). 5. Политика самогоГодунова, которыйиспытывалнедоверие кбоярам - соперникам,поощрялшпионаж,доносы.В1601г.вопалупопалинесколько бояр, обвиненных в измене, в т.ч. – братья Романовы, самый способный из них – Федор Никитич (отец будущего царя Михаила Федоровича) – был насильственно пострижен в монахи под именем Филарета. 6. Природные бедствия – в 1601 г. случился неурожай, повторяв- шийся следующие два года. В результате – « глад великий и мор ». Множество людей пошло по миру, богатые люди отпускали «на волю» свою челядь, чтобы не кормить ее и, тем самым, увеличивали число бездомных, бродяг и разбойников. В 1604 г. происходит восстание под предводительством Хлопка Косолапа . В этот момент в Польше появляется cамозванец , выдававший себя за «чудом спасшегося» царевича Дмитрия. До сих пор точно не извест- но, кто он. Официальная пропаганда Годунова утверждала, что это бо- ярский сын Григорий Отрепьев , ставший монахом Чудова монастыря Московского Кремля и бежавший затем в Литву. Помощь самозванцу – Лжедмитрию I – оказали некоторые польские магнаты, в т. ч. воевода Юрий Мнишек (за обещание жениться на его дочери Марине), король Сигизмунд III (в обмен на часть западнорусских земель), папа римский (в надежде на распространение католичества в России). В октябре 1604 г. Лжедмитрий I вступает в пределы России, издает воззвания к народу, обещает всем свободу и привилегии. На его сторону переходят один за другим города, днепровские и донские казаки. В апре- ле 1605 г. Борис скоропостижно умирает, его сына Федора бояре не при- знают царем. Московское войско переходит на сторону Лжедмитрия, и в июне 1605 г. Москва торжественно встречает самозванца. Однако вскоре возникает недовольство москвичей новым прави- телем, т.к. он не соблюдал старых обычаев (редко мылся в бане, не спал после обеда), а пришедшие с ним поляки вели себя высоко-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy