000247
59 тым нравом, властолюбием Никон возбудил недовольство духовенства и боярства. Они не хотели подчиняться бывшему мужику и старались настроить царя против Никона. Тем не менее, при поддержке царя Никон осуществил церковную реформу . Проблема заключалась в том, что при переписывании цер- ковных книг на протяжении несколько столетий в них вкрались мно- гие неточности и разночтения. В церковных обрядах также возникли отклонения от греческих канонов. Приезжавшие на Русь греческие священники и раньше обращали на это внимание русских иерархов. Еще до Никона (при Филарете и Иосифе) делались попытки исправить положение, но безуспешно. Никон взялся за дело с присущей ему кру- тостью, поручил исправление церковных книг и обрядов приезжим грекам и киевским ученым монахам. Церковный собор 1654 г. утвердил новшества. Реформа вызвала сопротивление со стороны национально-религи- озной оппозиции во главе с протопопом Аввакумом . Изначально Никон и Аввакум были единомышленниками, однако последний считал, что исправление книг и обрядов необходимо делать по старым русским образцам (т.к. Константинополь пал, а «Москва – третий Рим»). Возник раскол церкви , раскольники (старообрядцы) подвергались преследова- нию, Аввакум был сослан в Сибирь, а в 1681 г. сожжен на костре. Однако реформа, в конечном счете, свелась лишь к отдельным из- менениям в обрядах – «двоеперстие» было заменено «троеперсти- ем», вместо двух раз «аллилуйя» произносилась трижды, движение вокруг аналоя «посолонь» сменилось хождением против солнца, имя «Иисус» полагалось писать с двумя «и» и т.п. Закончена реформа была уже без Никона. Со временем он стал претендовать на власть, т.к. считал, что «священство» выше «царства». В 1658 г. Никон вне- запно уехал из Москвы в Воскресенский монастырь, но не отказался от патриаршества. В 1666 г. собор вселенских патриархов низложил Никона («яко самовольно остави паству») и, как простого монаха, со- слал в Белозерский монастырь. Собор при этом одобрил исправления в обрядах, а также церковное отлучение «еретиков и раскольников» и их наказание светской властью. В целом в расколе проявилось несколько тенденций: 1) социальный протест низов – они восприняли это как новое давление со стороны го-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy