000247

сударства, как окончательное прикрепление к государственному тяглу; 2) для боярства это – очередной повод отстоять свои старые привиле- гии; 3) результатом стало еще большее подчинение церкви государству, падение авторитета духовенства, что подготавливало фактическую от- мену патриаршества при Петре I. По сути, реформа была одной из первых попыток церковной, духов- ной модернизации в России, а раскол стал проявлением борьбы модерни- заторского и традиционалистского укладов. Никон отстаивал греческий (вселенский) вариант православия, Аввакум же категорически отрицал любое отступление от старины, и в церковной, и в мирской жизни. Одной из главных причин осуществления реформы именно в это время стало присоединение в 1654 г. к России Левобережной Украины, где обрядность уже была приведена в соответствие с греческим образ- цами. Не случайно, решения о начале церковной реформы и воссое- динении с Украиной принимались практически одновременно. Таким образом, преобразования Никона объективно стали одним из способов интеграции Левобережной Украины в состав Российского государства. Сам же Никон и его бывший соратник, а затем непримиримый оппо- нент Аввакум, были зеркальным отражением друг друга, харизматика- ми и «пассионариями» (Л.Н. Гумилев).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy