000247

72 Выписанная из-за границы Елизаветой Петровной в качестве невесты для Петра III, она с самого начала питала больше симпатий к россий- ской короне, чем к собственному жениху. Екатерина быстро адаптировалась в России благодаря своим личным качествам: 1) будучи чистокровной немкой, она, в отличие от Петра, стремилась стать своей в русской среде, изучала русский язык, тради- ции, строго соблюдала православные обряды; 2) обладала даром привле- кать к себе нужных людей, делать их своими сторонниками (вниматель- но слушала собеседника, помнила имена придворных, дни рождения, делала подарки и т. д.); 3) Екатерина была европейски образованной, читала философскую, политическую литературу, сама много писала, в журналах вела полемику со своими литературными и политическими оппонентами (Н.И. Новиков); 4) ее отличала чрезвычайная работоспо- собность, рядом с ней и другие работали так же интенсивно. Просвещенный абсолютизм Екатерины II. Правление Ека- терины II (1762–1796) было эпохой бурной и противоречивой. С одной стороны, это новая попытка модернизации, стремление продолжить дело Петра I. С другой – усиление дворянского всевластия, ужесточе- ние крепостничества. Модернизация при Екатерине проявилась в форме так называемо- го « просвещенного абсолютизма ». Такое название получила политика некоторых европейских монархов (Иосифа II в Австрии, Фридриха II в Пруссии, Екатерины II в России) в течение нескольких десятилетий перед Французской революцией, суть которой заключалась в стрем- лении ослабить социальные противоречия, сохраняя при этом дво- рянские привилегии. В основе этой политики – популярные в XVIII в. идеи французских просветителей. Одна из них была сформулирована в « теории естественного права », т.е. права каждого человека на жизнь, свободу, собственность. «Теория общественного договора » объясняла происхождение государства как соглашения между монархом и общест- вом, признание того, что источником власти является народ. Философы- рационалисты, убежденные в разумном устройстве природыи общества, верили в прогресс, особое значение придавали наукам и образованию. «Просвещенные» монархи изображали свою деятельность как «союз королей и философов» , т. е. монарх – « философ на троне» – образован, просвещен, заботится о благе своего народа, его правление основыва-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy