000247

76 имела целью увеличение государственных земель для раздачи их дворянам и т.д. Таким образом, реформы 1775–1785 гг. завершили процесс формирования сословной структуры российского общества, сохранившейся до 1917 г. Культура и образование . Со времен Петра российская культура приобрела светский, открытый характер. При Екатерине этот про- цесс продолжается в духе идеологии Просвещения. В 1786 г. вслед за Академией наук (открытой еще при Петре в 1725 г.) учреждается Российская Академия во главе со сподвижницей Екатерины графиней Е. Воронцовой-Дашковой , занимавшаяся в основном гуманитарными исследованиями. Образование при Екатерине носило сословный характер . По ее мнению, должна была сложиться особая порода совершенных людей. В духе иллюзий европейских просветителей она считала, что для это- го необходимо создать закрытые учебные заведения, изолированные от остального общества и всех его пороков. Самый яркий пример тако- го заведения – Смольный институт благородных девиц в Петербурге. Кроме того, были созданы Коммерческие училища для купечества, Духовные семинарии для священников и т . д . В русской литературе, как и в искусстве, господствовал классицизм – оды Г. Державина, сатира Д. Фонвизина, драматургия А. Сумарокова, живопись Ф. Рокотова, И. Аргунова, Д. Левицкого. Однако к концу XVIII в. в литературе появляется и новое направление – « сентимента- лизм » (Н.М. Карамзин). В архитектуре происходит последовательная смена стилей – барокко, рококо , классицизм . Возникает русское Просвещение – М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков . В 1765 г. создаётся Вольное экономическое общество , которое вплоть до начала XX в. издавало серию научных работ («Труды Вольного экономическогообщества»). В Петербурге была открыта первая общедоступная публичная библиотека. Появились новые му- зеи, прежде всего, Эрмитаж (для основания его коллекции Екатерина лично приобрела несколько десятков полотен Рембрандта). Кроме того, именно при Екатерине, в результате освобождения дворян от несения обязательной военной службы, в России начинает формироваться новый социальный слой, целиком посвятивший себя интеллектуальной деятельности – интеллигенция .

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy