000247

6 людей – авторов источников и тех, кто их изучает; одно и то же событие может по-разному оцениваться учеными. Однако историк должен стре- миться к максимально объективному познанию истории. Недопустима ее политизация и идеологизация, как было в советский период отечест- венной исторической науки. Конкретность. История всегда конкретна. Объектом историче- ского исследования являются исторические источники – матери- альные, письменные, – позволяющие достоверно установить фак- ты, имена, даты. Более детально и глубоко позволяют проникнуть в суть исторического процесса вспомогательные исторические дисциплины – генеалогия, геральдика, нумизматика, палеография и др. Особое место занимают источниковедение и историография. Самостоятельными историческими науками являются археология и этнография (этнология). Методы (способы) исторического познания: • идеографический – описание исторических явлений и событий; • сравнительный – сопоставление исторических фактов; • системный – раскрытие внутренних механизмов функционирова- ния и развития общества, установление взаимосвязи и взаимодействия исторических объектов; • проблемно-хронологический – рассмотрение событий, фактов по- следовательно во времени; • синхронный – изучение различных исторических событий, проис- ходящих в одно и то же время; • ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины события, реконструкции прошлого; • типологический – классификация исторических явлений, собы- тий, объектов. 2. Основные теории исторического познания . Как же собствен- но развивались знания людей об истории, и каковы основные теории исторического развития? Зачатки исторических знаний возникают в античности. Древне- греческий мыслитель Геродот (V в. до н. э.) – «отец истории». Однако его «История» содержит еще полумифологические представления. Боги и судьба определяют исторический процесс. Более целостный взгляд на историю появился в средние века . Сформировалась церковно-христианская концепция. История раз-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy