000248
5. Под особый контроль были взяты печать и образование. Новый Университетский устав 1884 г. фактически отменил автономию универ ситетов. Высшие учебные заведения были взяты под надзор полиции, почти в два раза возросла плата за обучение. Представители «низших» сословий практически не могли получить образование. «Циркуляр о кухаркиных детях» 1887 г. рекомендовал не принимать в гимназию детей недворянского происхождения. В 1882 г. были введены новые «Временные правила о печати», ужесточающие карательную цензуру, ряд изданий был закрыт. 6. В соответствии с Положением о мерах к охранению го сударственной безопасности и общественного спокойствия (1881) в любой части империи могло быть введено чрезвычайное положение. Местные власти могли арестовывать «подозрительных лиц», без суда ссылать их на срок до 5 лет, закрывать учебные заведения и органы печати. Таким образом, усиливается полицейский контроль над обществом. 7. В области культуры, идеологии, национальной политики делался упор на русскую «национальную самобытность». Ужесточалась борьба с религиозным инакомыслием, ограничивались права не которых нерусских народов, проводилась политика насильственной русификации. Таким образом, в 80-90-е гг. XIX в. происходит отказ от реформа торского курса. Александр III вошел в историю как царь-миротворец, т.к. был противником разрешения международных проблем военным путем. Во внутренней политике он был убежденным приверженцем традиционализма, национальное ставил выше иноземного, стремился к строгой экономии средств. В целом его царствование отличалось определенной стабильностью. Пореформенное развитие России. Буржуазные реформы 60-70-х гг. XIX в., при всей их ограниченности, способствовали становлению российского капитализма, прежде всего в промышленности. Про мышленный переворот (переход от мануфактуры к фабрике), начавшийся в России в 30-40-е гг. XIX в., завершился в 80-х гг. Ручной труд вытеснялся машинным. Широкое применение получили паровые машины и механические станки. 25
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy