000248
абсолютизма» (Александр заявлял, что будет править «по заветам и по сердцу своей бабки»). Декларировалось даже принятие конституции и постепенная отмена крепостного права. Молодые друзья императора образовали Негласный комитет (П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, А.А. Чарторыйский), который разрабатывал реформы. Министерская реформа 1802 г. Вместо петровских коллегий были образованы министерства (сначала 8, затем - 11) внутренних, иностранных дел, юстиции, просвещения, финансов, коммерции и т.д. Высшим органом управления стал Комитет министров, а высшей судебной инстанцией - Сенат. Эти меры завершили процесс разграничения функций государственного аппарата, вводили еди ноначалие и личную ответственность министров перед императором, что привело к усилению централизации и укреплению самодержавия. Аграрный вопрос. Была ликвидирована монополия дворян на землю. В 1801 г. право покупки земель получили купцы, меща не, государственные крестьяне. В 1803 г. издан указ «О вольных хлебопашцах». Помещик мог по желанию отпускать крепостных на волю с землей, но за выкуп. Реально этим правом воспользовалось менее 1% крестьян. Аграрная реформа в Прибалтике отменила крепостное право, но за земельный надел крестьяне несли прежние повинности - барщину и оброк. Образование и просвещение. Была сформирована новая система образования: одноклассные приходские школы для государственных крестьян, уездные училища, гимназии. Высшее образование давали университеты, институты, лицеи. Новые университеты были основаны в Казани, Харькове, Дерпте, Вильно, С.-Петербурге. В 1804 г. им была предоставлена автономия. Александр понимал, что отдельные реформы не могут исправить ситуацию. Он поручает М.М. Сперанскому разработать целостную программу преобразований. М.М. Сперанский (1772-1839) - выда ющийся государственный деятель, выходец из низов, сделавший головокружительную карьеру благодаря своим блестящим способ ностям. К 1809 г. он представил императору план преобразова ний - «Введение к Уложению государственных законов», который предполагал: 1) введение конституции при сохранении самодержавия; 2) разделение властей с предоставлением избирательного права не 5
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy